Самые популярные статьи







Рынок снеков России

altДля России товарная группа «снеки» - явление достаточно новое, если сравнивать с западными странами. Тем не менее, этот продукт настолько динамично вошел в жизнь российских граждан (причем за довольно короткий период), что сегодня его можно встретить практически в каждой точке розничной торговли. Продукты быстрого питания набирают все большую популярность при такой насыщенности и бешеных темпах жизни современного человека. На протяжении последних лет рынок снеков демонстрирует значительные показатели роста. В частности несладкие снеки – это один из перспективных сегментов на российском рынке продуктов быстрого питания.

В 2009-2010 годах лидирующим сегментом российского рынка снеков была категория чипсов/криспов, и если верить прогнозам экспертов, останется таковой еще около 5 лет. Последние данные показывают, что доля этого сегмента составляет 43% в натуральном выражении. Сегменты экструдированных снеков и орехов также занимают значительные доли – 7 и 8% соответственно.

Замечено, что в разных сегментах темпы роста разнятся. Например, сегмент фруктовых снеков является самым быстровозрастающим в стоимостном выражении. Приверженцы здорового образа жизни все чаще выбирают именно эту продукцию: в 2009 году фруктовые снеки занимали в натуральном выражении 4% рынка. Эксперты прогнозируют в 2011 году рост этого сегмента на 16% в стоимостном выражении.

Такие категории, как попкорн, крендельки и экструдированные снеки не могут соревноваться в популярности с фруктовыми снеками и чипсами. Однако и здесь ожидается небольшой рост в стоимостном выражении – в каждой категории примерно на 6%.


Прослеживается одна специфическая особенность российских снеков – это развитие сегментов, нетипичных для европейского рынка. Группа «Другие» включает в себя такие популярные в России категории, как семечки, крекеры и снеки из морепродуктов. Эти категории составляют существенный процент в общем объеме российского «снекового» рынка.

altПримерно 50% российского рынка в натуральном выражении занимают 5 крупнейших компаний, которые в целом контролируют всю ситуацию. В пятерке лидеров числятся такие крупные зарубежные компании, как Kraft Foods Inc. и Frito-Lay Inc. Эти компании владеют самыми известными среди россиян брендами: Estrella (Kraft Foods) и Lay’s, Cheetos (Frito-Lay).


Рынок снеков России представлен такими лидерами среди отечественных компаний как: новосибирский «Сибирский берег», которому принадлежат наиболее востребованные бренды сегмента рыбных снеков («BEERkа») и сухариков («Компашки» и «Кириешки»); московские «Русскарт» («Русская картошка») и «Бриджтаун Фудс» («3 корочки»). Остальные крупные участники являются ведущими в отдельных категориях. К примеру, 26% рынка рыбных снеков занимает «Золотой терем» («Баренцев»), а 20% рынка чипсов охватывает «Русский продукт» («Московский картофель»).

Отличие ведущих игроков от других участников рынка снеков в том, что у них имеется собственное производство, которое значительно сокращает издержки, а также налаженная система дистрибьюции, позволяющая устойчиво расширять свой географический диапазон. Некоторые компании-производители работают не только с дистрибьютерами, но и частично сбывают продукцию на розничные и оптовые продуктовые рынки, сотрудничают с магазинами розничной торговли, с розничными сетями. В 2011 году, по прогнозам Министерства экономразвития РФ, ожидается увеличение оборота розничной торговли по сравнению с 2010 годом на 3,2%. Такой же рост будет наблюдаться и в 2012 году.

Спад в экономике, который вызвал мировой финансовый кризис, отразился также и на рынке снеков. Наиболее вероятно замедление темпов роста в сегментах с высокой ценовой категорией и планомерное переключение спроса на более дешевые, но качественные закуски. К примеру, рыбные и мясные снеки могут быть замещены копченой рыбой или колбасной нарезкой. Иначе говоря, спрос сместится к среднему и низкому ценовым сегментам.



Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Будем благодарны за помощь.